Как легализируют самовольное строительство

При Януковиче все проблемные вопросы с архитектурно-строительной инспекцией решалась с помощью «смотрящих». Времена изменились, а схемы остались.


Это в Киеве община с кулаками защищает свою землю, а власть с опозданием, но реагирует на нарушения. В регионах контроля за строительством почти не существует. Самозастроя появляются, как грибы после дождя. Архитектурный облик Николаева испорченный сотнями незаконных сооружений. Власть откровенно закрывает на это глаза. Вот разговор активистов с главой администрации Ленинского района Николаева Петром Мовчаном.


– У нас в городе есть власть, а остановить незаконную стройку никто не может. Причем власть знает.Скажите, пожалуйста, каким образом мы должны останавливать незаконном строительство…кто и как должен отреагировать? Почему общественники и журналисты должны этим заниматься?


– Я лично разберусь в этом вопросе и вам сообщу.


– А полгода назад, почему не разобрались?


– Я вам ответил?


– Нет.



По словам заслуженного строителя Украины, экс-вице-мэр Николаева Владимира Гуллера, в городе около 1700 самовольных строек.


Наглость застройщиков не знает границ. Пользуясь бездействием властей, местный предприниматель Алексей Пелипас, который долгое время был приближенным к бывшему мэру, без разрешения построил себе вот такой домик. Место он выбрал неслучайно – буквально за несколько метров расположен известный на всю страну Николаевский зоопарк.


Государственная архитектурно-строительная инспекция восемь месяцев наблюдала за процессом строительства, и только когда оно почти завершилось, признала его незаконным.


– Проявите документы.


– У меня этих документов нет.



Свое бездействие сотрудники будінспекції оправдывали невозможностью установить адрес строительства и даже его заказчика. Процесс выяснения длился более полугода и, наконец, инспекция отменила собственную декларацию о начале строительных работ. А «разбудили» инспекцию – неравнодушные граждане.


– Это строительство без документов, самозастрой. Хочется выяснить, каким образом…


– Официально давайте запрос, пожалуйста. Все предоставим. А так…



Активисты написали заявление в милицию, которая, конечно же, нарушений так и не нашла. Мы обратились к начальнику управления Государственной архитектурно-строительной инспекции в Николаевской области Константина Малия.

  1. – Строительство идет в самом центре, в людных местах…
  2. – Я не против, что оно идет. Но Президент нам запретил выезжать на места и проводит нам проверку. Мы же не против, пожалуйста. Мы же не обсуждаем. Мы действуем в рамках закона.

Закон писан и для застройщиков на улице Дзержинского в самом центре города. Местные дельцы, пренебрегая градостроительными правилами, возводят очередную самозастрой. Инспекция проснулась, как всегда, «вовремя» – до завершения строительства осталось почти ничего. Остановить черных строителей невозможно.


– Какое вы имеете право работать на объекте, где запрещено строительство? Почему вы работаете?


– А откуда мы знаем, что запрещено?


– Нету старшего. Нам задачу поставили, мы и работаем.


– Покиньте территорию…



Я покину территорию…


– Молодой человек, вы такие вопросы дурные задаєте. Покиньте территорию… Все, до свидания.


Складывается впечатление, что в Николаеве не действуют градостроительные нормы. Строят что угодно и где угодно. Вот этот объект построили с нуля за поддельной документацией, а контролирующие органы и городские власти закрыли на это глаза. Владимир Гуллер говорит:


– Всю ответственность за незаконные стройки, с моей точки зрения, и не только с моей, несет областная инспекция ГАСКа… ГАСК может по представлению общественности, может просто в порядке плановой проверки произвести проверку тех или иных объектов. У них на сегодняшний день полное право дать предписание остановить стройку и оштрафовать.


Даже городская власть, которая и сама сквозь пальцы смотрит на самозастроя, обвиняет во всех грехах именно ГАСК – государственную строительную инспекцию. Об этом заявил Николаевский городской голова Юрий Гранатуров.


– Мы вообще не можем работать. Это вообще, извините меня, строительный вандализм продолжается. ГАСК, я считаю, работает абсолютно неэффективно, если вообще работает.


Впрочем, бывают случаи, когда будінспекція проявляет принципиальность и «рубит» проекты на начальной стадии. Фахівції объясняют это материальной заинтересованностью работников контролирующего органа. Юристка, которая долгое время занимается посредническими услугами при оформлении объектов недвижимости, рассказала нам об особенностях работы Гаска при условии, что мы сохраним ее анонимность.


– С готовым пакетом документов человек самостоятельно не мог ввести в эксплуатацию, а только с помощью тех людей, которые предлагались инспекторами или сотрудниками ГАСК.


Раньше все «проблемные» вопросы с николаевской будінспекцією можно было решить с помощью ООО «Украинский инженерно-технический центр». Эта фирма-посредник имела главный офис в Киеве, а филиалы в регионах. В частности, в Луганске, Виннице, Черкассах, Одессе и Николаеве. Нам сказали, ООО продолжает работать. Изменился разве что формат.


Мы решили проверить, насколько тесно взаимодействуют будінспекція и посредники. Журналист «Следствия.Инфо» встретился с инспекторами и попросил их помочь оформить самовольное строительство. Все пошло как по маслу.


– Либо вы берете сюда все документы, мы здесь смотрим, но если мы смотрим, то все закончится печально…


– Ну, юрист есть, но может быть какого-то юриста, который этими вопросами занимается, можете хотя бы посоветовать…


– Владимира не помнишь, нету у тебя визитки эго? Может, вот это вот?



На визитке – телефон некоего Владимира Дерека. Его можно найти по тому же адресу, где ранее располагалась упоминавшаяся нами фирма-посредник – ООО «Украинский инженерно-технический центр». В бизнес-центре «Европа».


– Владимир Владимирович, здравствуйте. Нам порекомендовали вас, что вы можете помочь с введением в строй самозастроя, незаконно построенного. Можно с вами встретиться по этому вопросу?


– Да, можно. Мне там нужно посмотреть, что у вас есть за документы по данному объекту.


Мы пришли к Владимиру Владимировичу с камерой. Увидев нас, господин Дерек мгновенно забыл, как его зовут.


– Здравствуйте. Мне нужно Дереко Владимир Владимирович.


– А его нету сейчас.


– Я только что разговаривал с ним по телефону. Он сказал: я здесь, я сейчас приеду.


– Он вышел.



Дальнейшие попытки попасть к «магическому» офиса, где, по нашей информации, снимают все проблемы в оформлении самозабудов, были напрасными.


– Подождите, не надо закрывать.


Да и сам Владимир Владимирович больше на связь не выходил. О том, на каких условиях сотрудничают чиновники и посредники, мы попытались выяснить у начальника будінспекції.


– Многим особо нуждающимся гражданам рекомендуют обратиться для узаканивания самозастроев в соседний бизнес-центр «Европу».


– Отвечу на ваш абсолютно глупый и некорректный вопрос. На сегодняшний момент ни один из сотрудников ГАСКа не мог сказать такой глупости по одной простой причине. Потому что на сегодняшний момент нет порядка узаконения самовольно построенных объектов.



Специалисты рынка считают иначе.


«Это в чистом виде коррупция, скрытая, конечно, – говорит руководитель юридической фирмы " Андрей Толпекін. – Напрямую никто не получает деньги, таким образом они страхуются и, соответственно, получают эту коррупционную выгоду от своих действий и предоставления каких-либо разрешений».


Сейчас на государственную строительную инспекцию ждут существенные изменения. В рамках децентрализации ее полномочия передают городским советами. «Следствие.Инфо» отследит, найдет себя в новой схеме старая гвардия вездесущих посредников, которые помогают «решать вопросы».

https://youtu.be/9xmX1U-hGc8