На прошлой неделе во Львове произошла масштабная трагедия – пожар на одном из крупнейших в мире Грибовичской свалке, а дальше смещение мусор, в результате которого погибло трое спасателей и один эколог пропал без вести. До сих пор город не может вылезти из этой мусорной ямы.
Общественности долго не пришлось искать виноватого – ответственным за трагедию де-факто назвали мэра Львова Андрея Садового, который сначала вообще исчез из информационного пространства, а затем бросил все силы на свою защиту. До сих пор Андрей Садовой убежден, что в трагедии виноваты неизвестные поджигатели. Однако, если заглянуть в предысторию трагедии, возможно, ему не стоит полностью умывать руки? Лишь несколько фактов о том, почему же городской голова Львова несет персональную ответственность за то, что случилось в Грибовичах.
1. Мэр несет ответственность за то, что ему принадлежит
За Грибовицкую свалку, хоть и расположеную на территории области, официально ответственность несет Львов. Свалка обслуживает Львовское коммунальное предприятие «Збиранка». Миллион килограммов мусора из Львова вывозят туда каждый день.
Грибовицкая свалка – единственная, куда с 1958 года легально свозят мусор со Львова и ближайших к свалке сел. Расположена она вблизи села Великие Грибовичи, площадь свалки составляет более 33 га.
2. Свалку использовали незаконно
2003 года главный государственный санитарный врач Львовской области вынес постановление от №119/01 «О прекращении эксплуатации свалки для Львова КМП «Збиранка» управление жилищно-коммунального хозяйства Львовской городской администрации».
На протяжении последних лет было множество предписаний о прекращении эксплуатации этого полигона. Однако такие решения со стороны города игнорировали и оспаривали в судах. Галицкий районный суд еще 9 лет назад обязал мэра Львова закрыть свалку. Сначала прокуратура проводила расследование по факту загрязнения земель, ущерба окружающей среде, а также подозревала исполнительный комитет с мэром во главе в бездействии. Однако через год правоохранители закрыли все уголовные производства за отсутствием состава преступления. В частности, в 2014 году прокуратура заявляла о двух решениях судов, в которых говорится об обязательствах о прекращении эксплуатации Львовского городского свалки, однако эти решения не вступили в законную силу в связи с обжалованием их в апелляционном порядке.
Тем временем в Госэкоинспекции сетуют, что их не допускают к проверке ЛКП «Збиранка». Как рассказал руководитель инспекции Николай Маланич, 2013 года была плановая проверка свалки и вынесено предписание о приостановлении его работы.
«Однако началась судебная тяжба, которая длилась до 2015 года, и последняя судебная инстанция не удовлетворила ни одного искового требования. 2015 года наша инспекция должна была провести очередную проверку, и нас не было допущено. Мы обратились в суд только 26 мая этого года выиграли и должны провести внеплановую проверку. И в понедельник, уже после пожара, нас опять не допустили к внеплановой проверке», – рассказал Н. Маланич.
3. Садовой шел на выборы 2006 года с обещанием закрыть свалку
Свою предвыборную программу еще в 2006 году мэр Львова Андрей Садовый подкрепил обещанием закрыть Грибовицкую свалку. Срок закрытия полигона сначала называли 1 января 2006-го, впоследствии его перенесли на 1 июля того же года. Садовый неоднократно встречался с общиной и обещал им «всякое-разное».
Городской председатель Львова Андрей Садовой (цитаты из выступления перед общиной Грибовичей, 18 июня 2006 года): «Я, собственно, сам попросился, чтобы с вами встретиться. Потому что проблема, которая у вас есть, – то есть не только ваша проблема, то проблема всего города… Ибо озеро гудронов или озеро концентрата – это вещь не очень хорошая и не очень приятная. Если сейчас не начать заниматься рекультивацией этого полигона, то будет беда на долгие годы для многих поколений. Именно поэтому я бы хотел, если, дай Бог, все будет нормально и будет возможность работать, навести здесь порядок. Знаете, когда ты приезжаешь куда-то за границу – в Польшу, или в Чехию, или где-то дальше – там у них такие полигоны сделаны по всем нормам экологии – они не вредят, то есть все прессуется, стоят фильтры – то есть очень и очень серьезный подход!.. То что я сейчас делаю: выслушиваю все предложения, которые есть. Но всем тем иностранным фирмам, которые приходят и говорят: «Я хочу строить здесь завод», я говорю: «Спасибо, до свидания. Никаких заводов мы строить не будем. Ибо для того, чтобы строить заводы, следует сразу строить и онкодиспансеры для людей». Единственное, что мы можем сделать, – это так организовать работу, чтобы все здесь максимально спресовувалося – чтобы не занимать больше нового места, а навести порядок с тем, что есть.
Я сейчас хочу, начиная со следующего месяца, активно взяться за рекультивацию этого полигона. Сейчас мы завозим землю – там 5 тысяч тонн земли должно быть засыпано. Затем станция фильтрации должна строиться, дальше – извлечем озера гудронов. Я заинтересован в этом – то все переходит на Львов. Поэтому будем держаться вместе. Мы собираемся вкладывать сюда большие деньги и создавать новые рабочие места. Мы активно начали работать с Минэкономики и коммунальным департаментом Министерства строительства – чтобы взять из обоих министерств немножко денег для упомянутых нужд. Но еще раз вам говорю: ни одного завода мы тут ставить не будем – только станцию сортировки (таких примеров в мире есть сотни)».
Уже на встрече с громадой села 1 июля 2006 года мэр А. Садовой просил отсрочить время закрытия свалки, чтобы найти подходящий участок для устройства полигона для захоронения твердых бытовых отходов. 2011 года пресс-служба Садового заявила, ссылаясь на мэра Львова, что они приняли принципиальное и окончательное решение закрыть свалку. Но свой мусор снова сбывали туда.
Скоро будет 10 лет со времени его обещаний, на протяжении этих 10 лет риторика фактически не изменилась, однако приоритетность в решении мусорных проблем отошла на задний план.
5. Куда исчезали заинтересованные инвесторы?
Городской председатель Львова Андрей Садовой, несмотря на многочисленные сообщения в СМИ относительно инвесторов, которые готовы взяться за рекультивацию Грибовицкой свалки, говорит, что за три каденции на должности не получал ни одного предложения, только идеи.
Зато в распоряжении городских депутатов оказался документ, который подтверждает, что Львовский городской совет на протяжении последних 10 лет отказала 43 фирмам из 14 стран мира в строительстве мусороперерабатывающего завода.
К примеру, еще в 2008 году мэр Львова Андрей Садовой представил стрыйскую «Гафсу» как инвестора на рекультивацию Грибовицкой свалки. Эта фирма представляла интересы двух британских компаний — «C6 Capital» и «Carbon Capital Markets». На сессии Львовского областного совета в октябре 2013 года мэр Львова также заявил, что уже есть инвестор, который за собственные средства готов построить мусороперерабатывающий завод на Львовщине и, если будет найдено место, сделает это за два года. И таких сообщений было множество. Также он отмечал, что во Львове стоит очередь из инвесторов строить мусороперерабатывающий завод, не хватает только земли.
6. Что мешало провести рекультивацию?
Относительно самого проекта рекультивации свалки, то после долгих перипетий наконец в апреле 2014 года Минрегионстрой согласовал первую стадию «Проект» рекультивации Грибовицкой свалки, разработчиком которой является львовский институт ОАО «Горхимпром». Как известно, работу над первой стадией проекта «Горхимпром» завершил в конце лета 2013 года.
Документация должна пройти экспертизу, тогда эксперты госпредприятия «Укргосстройэкспертиза» направили разработчику замечания к проекту. После того, как «Горхимпром» внес коррективы, «Укргосстройэкспертиза» согласовала проект. Проект был согласован также на научно-техническом совещании Министерства регионального развития. По результатам совещания, Минрегионстрой зарезервировал в госбюджете 22 млн грн. на начальные работы по рекультивации Грибовицкой свалки.
Как сообщалось ранее, общая стоимость проекта – 3,45 млн грн, за первую стадию проекта городской совет заплатила 1,9 млн грн. Ученые «Горхимпрома» в первой стадии проекта предложили поэтапное закрытие свалки в течение 10 лет. За это время надо будет вложить более 300 млн грн.
Несмотря на это, рекультивацию свалки так и не начали. 2015 года вновь прозвучало обещание, что ее начнут. Тогда львовские чиновники заявляли, что в проекте бюджета развития Львова предлагают выделить 1 млн грн на разработку комплексного проекта по рекультивации полигона в сек. Грибовичи, 4 млн грн – на собственно проект и еще 99 тыс. грн – на изготовление технической документации по выбору инвестора для строительства мусороперерабатывающего комплекса и полигона ТБО. Год прошел, а воз и ныне там.
7. Говорите, не было денег?
Похоже, для решения проблемы Грибовицкой свалки просто не было политической воли. Постоянно все сводилось к нехватке средств. Однако, несмотря на это, город с подачи Садового в то же время реализовывало масштабные финансовые проекты, стоимостью несколько десятков миллионов евро. Создавая красивую картинку внутри города, они отмежевывались от настоящей экологической бомбы рядом.
К примеру, проект «Сыховский трамвай» обойдется Львову в 24 млн евро, из них одних только заимствований на 13 млн евро.
Также в начале этого года Львовский городской совет подписала очередное соглашение с ЕБРР о финансировании проекта реконструкции очистных сооружений и строительства станции переработки ила для очистки и утилизации сточных вод и производства биогаза для когенерации в г. Львове. Общая стоимость проекта – 31,5 млн евро, из которых: 15 млн евро – кредит ЕБРР, 5 млн евро – кредит НЕФКО, 7,5 млн евро – грант от фонда Е5Р и 4 млн евро – местный вклад.
Также город планирует принять еще 10 млн евро кредита на проект электронного билета.
А проблемы Грибовичей как-то отошли в сторону, возможно, потому что там сложно попиариться или еще сложнее было бы отмыть деньги?
8. Очередной обман?
Уже после трагедии городской голова Львова и его подчиненные заявили, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) даст 40 млн евро кредита для рекультивации Грибовицкой свалки и строительства мусороперерабатывающего завода на срок 25 лет под 1,5%.
Между тем, как написал на своей странице в «Facebook» экс-председатель бюджетной комиссии Львовского городского совета Яромир Самагальский: «Только что вернулся с эфира «Львов ТВ», где вместе с Igor Zinkevych, Ириной Маруняк, Ольгой Сивак, Сергеем Дмитровским, Игорем и Николаем Муравским Маланичем обсуждали проблему Грибовицької трагедии и перспектив свалки. Так вот, в результате дискуссии с Ольгой Сивак относительно процедур займа выяснилось, что нам, как всегда, говорят неправду. Никаких договоренностей г. Львова с Европейским инвестиционным банком НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Существует лишь рамочное соглашение между государством Украина и ЕИБ на заем в 400 млн евро. Львов там пока никак не фигурирует. Будет Грибовицкая свалка в этом проекте, еще только будут решать Кабинет Министров и Верховная Рада. Очевидно, 10% этой ссуды и будет предметом торга «Самопомочі» в Верховной Раде. Именно поэтому и говорили, что не известно, кто будет отдавать кредит – бюджет Львова или Украины. То есть нам опять впаривают, выдавая желаемое за действительное, имитируя деятельность. Так что расслабьтесь насчет завода по переработке мусора. Фактически никаких конкретных договоренностей на сегодня нет. Как и участок – опять лишь ищут».
9. Что будет с мусором?
И пока львовская власть изворачивается, манипулирует и переводит стрелки, Грибовицкий сельский совет заявил, что с 1 июня полностью закрывает Грибовицкую свалку и не допустит туда ни одной машины с мусором. Тем временем на площадках Львова постепенно накапливался мусор. А перевозчики сообщили: если Грибовицкую свалку не откроют, они не справятся с этой проблемой и «мусор нахлынет на город полностью».
Тем временем 6 июня на заседании комиссии по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций было принято несколько решений относительно ситуации с вывозом мусора из города. В частности, там рассмотрели вариант возможного вывоза мусора из Львова в соседние области, а для этого необходима площадка, где бы перезагружали мусора из меньших в большие машины. В частности, было принято решение площадку очистных сооружений временно, при необходимости, использовать для сброса мусора. Однако это уже вызвало беспокойство у жителей близлежащих районов. Чиновникам пришлось опровергать, что о альтернативный полигон для мусора пока не идет.
10. Можно ли было избежать трагедии?
Общественный активист и эколог, который не один год изучает проблематику Грибовицкой свалки, Марко Шпикула заявил, что еще 10 лет назад Андрея Садового проинформировали, что свалке нужна дегазация, ибо оно самозажигающиеся. «Я лично 10 лет назад сообщал Андрея Ивановича, что нужно делать подпорные стойки на свалке, потому что иногда оно доходит до 90 градусов, также нужна дегазация свалки, потому что оно самозажигающиеся и очень сложно его погасить. 10 лет он об этом знал и ничего не сделал», – подчеркнул Марко Шпикула.
Фактически 10 лет Грибовицкую свалку стоит, как символ бесхозяйственности, несмотря на призывы экологов, общественных активистов, ученых, журналистов наконец решить эту проблему.
Директор международной благотворительной организации «Экология-Право-Человек» Елена Кравченко заявила, что ситуация на Грибовичской свалке – это настоящая трагедия, которую можно смело называть техногенной катастрофой, крупнейшей в Украине, связанной с мусором. Это самая большая трагедия после Чернобыля.
«За эти дни мы анализировали очень много информации, выступлений и тому подобное. Говорили, что трагедия произошла вследствие отсутствия дождя. И случилась она не по причине отсутствия дождя, а из-за отсутствия приоритетности вопросов окружающей среды в нашем государстве на протяжении последних 25 лет. В Украине охрана окружающей среды – это что-то про бабочек. Наша власть от центрального уровня и далее по вертикали не видит этой приоритетности. И вследствие отсутствия охраны окружающей среды как части национальной безопасности мы сегодня имеем эту трагедию», –отметила Елена Кравченко.
Уполномоченный фракции ВО «Свобода» во Львовском облсовете Олег Панькевич заявил, что уголовное производство в отношении трагедии на Грибовичской свалке должен быть не только «по факту», а против конкретных чиновников, первый из которых – городской голова Львова.
По его словам, городской голова всегда избегал этой темы, не хотел ее решать.
«Областной совет в прошлом созыве много раз акцентировала на проблеме и принимала решения относительно свалки. Но Садовой игнорировал заседания облсовета по этому вопросу. Мы даже инициировали совместную сессию Львовского областного и городского советов, на которой из областного бюджета выделили средства на рекультивацию, обратились также по финансированию правительства. Тогда, во время подготовки к Евро-2012, был шанс решить проблему свалки. Львов получил огромные средства из госбюджета, строили много объектов (отдельный вопрос, как эти средства использовали). Но тогда городской голова первым имел остро ставить вопрос о решении застаревшей проблемы. И ему это было не нужно», – подчеркнул депутат.
Между тем, прокурор Львовской области Виталий Макишев пообещал, что в рамках открытого уголовного производства относительно Грибовичей следователи дадут оценку деятельности горсовета.
А народ уже сделал свои выводы. Всего за несколько дней петиция об отставке городского председателя Львова Андрея Садового набрала 1000 голосов. Этого достаточно, чтобы мэр ее рассмотрел, но хватит ли на это силы духа?
Источник: Вголос