Взяли в банке кредит на квартиру или авто – платите. Не можете – ваше имущество арестуют государственные судебные исполнители, а тогда продадут его со скидкой на специальных торгах. Банк получит свои деньги, а вы рассчитаетесь со своими долгами. Нет, не все так просто. В Украине эта схема работает в интересах других, и на ней зарабатывают огромные деньги.



В условиях крутого экономического пике все больше украинцев уже неспособны рассчитываться с банками по взятым кредитам. Имущество должников арестовывают. Ранее Государственная исполнительная служба передавала его в специализированные торгующие организации, которые Минюст отобрал проводить открытые аукционы, где машины и недвижимость продавались по самым высоким ценам. На практике торги проходили тайно, и имущество продавали своим людям за бесценок.

Злые языки связывали торгующие организации с тогдашним министром юстиции Лавриновичем. Весной 2014го новое руководство Министерства юстиции отдельным приказом ввело иной порядок реализации арестованного имуществаэлектронные торги посредством интернетсистемы «СЕТАМ». Процесс продажи арестованного имущества должен стать прозрачным. Чтобы кредиторы получали свои деньги, а должники гасили долги. На практике все они снова остаются с носом. Побеждают коррупционеры.

«Министерство юстиции монополизировало продажу арестованного имущества. Вместо трехчетырех безусловно коррупционных торговых организаций, которые продавали это имущество ранее, сейчас это имущество продается государственным предприятием «Информюст». В связи с чем коррупция никуда не исчезла, а она просто преобразилась», – говорит председатель ОО «Реформы против коррупции» Анатолий Родзинский.

Хотя система электронная и якобы не зависит от человеческого фактора, чтобы получить возможность купить интересное вам имущество, вам надо пройти процедуру регистрации именно через одного из администраторов Государственного предприятия «Информюст».



Казалось бы, простая процедура. И именно она – первый фильтр для отсеивания нежелательных покупателей на «интересных лотах».

«Если вы хотите купить выставленный на продажу мобильный телефон, на торги вы попадете без всяких препятствий. – рассказывает Родзинский. – И если вы принимаете участие, точнее желаете принять участие в покупке квартиры или интересного магазина, государственное предприятие «Информюст» вас банально не зарегистрирует».

«Человек оплатил гарантированый взнос, и система не дает подтверждения, что деньги получены организатором. Его не пускают на торги», – подтверждает старший юрист юридической компании Евгений Стариков.

После того, как от торгов отлучают нежелательных покупателей и остаются только нужные люди, начинается театрализованное представление онлайн под названием «открытый независимый аукцион».

Перед вами – один из протоколов торгов, на которых была разыграна данная схема. В торгах принимают участие трое правильных потенциальных покупателей. На кону трехкомнатная квартира в Днепропетровске. Первым свое предложение в сумме 898 500 грн. делает участник номер 8. После этого он замолкает, а в игру вступают двое его приспешников, номер 1 и номер 9. За несколько минут эти «боги» аукциона поднимают цену с восьмисот тысяч до трех миллионов гривен. И, казалось бы, теперь последний участник, предложивший наивысшую цену, должен выиграть аукцион и радоваться новому приобретению. Однако этого не происходит. По странному стечению обстоятельств, после объявления участника номер 1 победителем, он почему-то резко передумывает и отказывается от приобретения. Более того, участник номер 9 также по неизвестным причинам решает отказаться от всех своих предложений. В результате побеждает участник номер 8 – тот, что дал самое первое предложение, самую низкую. Так квартиру продают по минимальной цене нужному человеку.

 

«По факту имущество продаётся по стартовой цене, явно далекой от рыночной, а покупатели, которые хотели купить ее за рыночную стоимость, по тем или иным причинам просто не могут принять участие в торгах. Либо их заявка была отклонена, либо не принята», – говорит Стариков.

«Майно не продається за найвищою вартістю, а саме в цьому полягала основна мета системи СЕТАМ. Тобто, продавати майно за найвищою вартістю, але такого не відбувається», – наполягає Радзинський.

Квартира в Дніпропетровську – це не єдиний випадок, коли в торгах прослідковується корупційна схема. У системі ціла купа таких протоколів, які підтверджують: СЕТАМ не вирішив проблеми з так званими «своїми» покупцями. Ось ще один приклад.

На цих торгах продавали автомобіль. Схема спрацьовує безвідмовно. Учасник номер 23 робить першу пропозицію і зникає. У гру вступають два інші учасники – номер 22 та 13. За кілька хвилин вони розганяють ціну до захмарної і… так само синхронно відмовляються від своїх пропозицій. Перемагає номер 23. Він платить мінімум.

Схему відпрацювали до найменших подробиць. Якщо сторонньому з боєм таки вдається зареєструватися й пробитися на аукціон, радіти рано. Правильні учасники знають, як залишити його з носом.

Це протокол торгів, де реалізовували нерухомість. Спершу учасник номер 2 робить стартову пропозицію. Учасник номер 6 (ймовірно, звичайний покупець) піднімає ціну. Після учасник номер 2 знову пропонує більше. Перші три пропозиції надходять з паузами. Це свідчить про те, що ці два учасники навряд чи пов’язані. Та після другої пропозиції учасника номер 2 включається група підтримки: учасники номер 1 і 3. Далі ми спостерігаємо знайому картину, коли два учасники за кілька хвилин піднімають ціну майже вчетверо. Потім синхронно відмовляються, і учасник номер два з мінімальною сумою стає переможцем торгів.

«Правильные покупатели работают в паре, – объясняет Родзинский. – То есть, есть один, который фиксирует цену, по которой договорились купить это имущество, а далее второй постоянно поднимает стоимость, сколько бы других покупателей не было. И поднимает, поднимает и выигрывает».



Есть и другие виды борьбы с особо упрямыми нежелательными покупателями. Нам удалось пообщаться с таким человеком.

«Я нажимал повысить цену, акцептовать предложение, то есть, все делалось по правилам, однако предложения других участников отражала система, и это можно увидеть в протоколе торгов, которые формирует система сразу при их окончании. Моего предложения не было. Куда она дівалась – я не знаю», – разводит руками Виталий Шиганський.

Кто может быть участником этой выгодной коррупционной схемы? Во-первых, тот, кто отсеивает лишних людей.

«Это работники, которые работают на ГП «Информюст», – утверждает Радзинский. – Кстати, даже обратиться к этому предприятию очень трудно. Это секретный объект почти».

Государственное предприятие «Информюст» – действительно таинственная структура. Нам даже пытались препятствовать во время съемок здания предприятия.

Еще одни участник схемы – те, кто, распределив среди своих «жирные» лоты, намеренно втюхивает наивным покупателям некачественное имущество. Как? Для этого большинство лотов в системе размещают без фотографий. Чтобы никто не понимал, что выставлено на продажу.



Вот, например, четыре лоты, размещенные на сайте СЕТАМу. Их стоимость составляет десятки, а то и сотни миллионов гривен. Вы готовы рискнуть их купить?

Евгений Стариков рассказывает реальную историю: «Человек приобрел автомобиль. Автомобиль был сфотографирован явно с одной стороны, то есть, и на нем не было видно видимых дефектов и повреждений. После того, как были произведены все расчеты, выяснилось что на другой его стороне, которая была в принципе, фотографий которой не было, были какие то повреждения или царапины или вмятины».

Можно возразить, что покупатель должен лично поехать и осмотреть авто. Он попытался это сделать. Это указано в решении суда, который потерпевший выиграл.

«Внимательно ознакомившись с информацией о лоте, указанному на сайте и просмотрев фотографии 20.08.2014-го года, он подал заявку на участие в торгах и уплатил гарантийный взнос в размере 3 985,00 грн. Того же дня он поехал знакомиться с автомобилем. По указанному адресу никакой стоянки с конфискованным имуществом и именно этим автомобилем не было».

В начале работы системы СЕТАМ там разместили информацию о арестованное имущество, которое накопилось еще при старой системе с торгующими организациями. Благодаря этому торги сначала проходили активно. Сейчас такими показателями система похвастаться не может. Почему?

«Около двух миллиардов гривен – это совокупная сумма, на которую должны были наторговать, – объясняет Стариков. – Но насколько мне известно, за 2014-й год эта сумма не превышает двухсот миллионов».

«Раньше, когда существовала система торговых организаций, они пользуясь коррупционными связями, самостоятельно, в них были там такие бригады, которые находили это имущество, договаривались с милицией. Они привозили этого государственного исполнителя, стимулировали его, чтобы он активно подписывал все документы и передавал это арестованное имущество на продажу. С введением СЕТАМу эта система полностью развалилась», – рассказывает Родзинский.

Иначе говоря, при старой системе торгующие организации всячески стимулировали госисполнителей к активной работе, а иногда и сами занимались поиском арестованного имущества. Это ускоряло работу. После запуска СЕТАМу ГП «Информюст» фактически стало монополистом в сфере продажи арестованного имущества, а у исполнительной службы, так сказать, исчезла мотивация.

«Не все проблемы которые, которыми болела старая система, решены с помощью СЕТАМа, – говорит Стариков. – То есть, мы возвращаемся к тому, что потенциальные участники не всегда могут получить адекватную и полную информацию об имуществе, которое они хотят купить. Мы возвращаемся к тому, что не все потенциальные участники в итоге становятся реальными участниками торгов».



«Информюст» в своем ответе на наш запрос сообщил, что «реализация арестованного имущества путем проведения электронных торгов является экспериментом… Проверка соответствия заявки на участие в электронных торгах требованиям, определенным Порядком, осуществляется автоматически Системой».

Итак, подозрительные продажи недвижимости и авто задешево проходят «в рамках эксперимента», а недопуск всех желающих принять участие в торгах – это лишь «прихоть» автоматической системы.



«В силах человека, который возглавляет министерство юстиции, остановить эту коррупционную составляющую или остановить эту коррупционную деятельность. Это сделать очень просто, – говорит Родзинский. – Нужно внести несколько правок в приказы самого же министра юстиции. И это можно сделать за неделю, если поторопиться и остановить весь этот процесс коррупционный».

Чтобы искоренить коррупцию при продаже арестованного имущества, нужно сделать три вещи – устранить искусственные фильтры для отсеивания, разрешить открытый доступ к информации о выставленное на продажу имущество и упорядочить сами торги. Пусть покупает тот, кто хочет, а не тот, кто может.