Две недели назад «Следствие . Инфо» рассказывало о подозрительной закупке двигателей для современных Бтров Киевским Бронетанковым Заводом. Поставщиком выбрали ООО «Чайка», которое торгует мясом. За четыре двигателя «Чайка» получила миллион шестьсот тысяч гривен. После выхода программы на заводе провели так называемый контроль качества приобретенного товара. Выводы вообще ставят под сомнение всю легитимность закупки.
Еще перед поставкой двигателей на завод работники КБТО – Киевского бронетанкового завода – сообщили «Следствие . Инфо», что за четыре двигателя к БТРов предприятие переплатило почти вдвое.
– В 2014 году Министерство обороны заказывало ремонт двигателей УТД-20 по цене 120-140 тысяч гривен. Это стоимость ремонта. Стоимость ремонтного фонда двигателя составляет 30-40 тысяч. 140 плюс 40 – получается 180 тысяч гривен, 190 тысяч гривен, максимум 200 тысяч гривен. То, что сделано на заводе, имеет одну цель – украсть деньги, обналичить деньги, причем в очень крупных размерах.
Показания этого работника оказались правдой. К нам попала копия договора между ООО «Торговая компания «Чайка» и научно-производственным объединением «Босфор» от 19 декабря 2014 года. Из текста понятно, что именно из «Босфора» «Чайка» получила дизельные двигатели УТД-20. Цена вопроса – миллион двадцать три тысячи гривен. И уже за 3 дня, 22 декабря, «Чайка» подписывает договор на поставку этих двигателей Киевском Бронетанковом, но уже за миллион шестьсот девятнадцать тысяч. Разница – шестьсот тысяч гривен! Где они?
В интервью «Следствию» Сергей Пинькас, первый заместитель Генерального директора ГК «Укроборонпром», описал ситуацию так: «Я вам постоянно отвечаю за все свои слова. Если мы говорим о это предприятие, то оно сотрудничало с предприятием Киевский Бронетанковый Завод исключительно из-за того, что по цене гораздо ниже, чем даже эти двигатели покупались раньше, и эта цена сегодня является среднерыночной».
Под договором с «Чайкой» – подпись директора КБТО Владислава Лисы. И платеж «Чайке» невозможен без окончательного согласования руководства концерна «Укроборонпром», в состав которого входит Киевский бронетанковый. 23 декабря Лиса направляет обращение директору департамента контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий-участников ГК «Укроборопром» – Артуру Херувимову. Это – земляк гендиректора концерна Романа Романова, вместе с которым они когда-то были членами общественной организации «Гражданское Движение «Возрождение Херсона». Скорее всего именно Артур Херувимов и согласовал платеж за УТД-20 с Владиславом Лисой.
«В связи с тем, что единственным производителем в Украине является завод «Південьдизельмаш», который в настоящее время является банкротом и фактически остановил деятельность, и учитывая отсутствие альтернативных поставщиков на рынке, было принято решение о приобретении четырех УТД-20 в ООО «Чайка». Выбор обоснован тем, что данные двигатели не были в использовании».
Слова «не были в использовании» означает, что двигатели ни разу не были в эксплуатации на боевой машине. То есть, Владислав Лисица и Артур Херувимов не только соглашаются прогнать деньги через ООО «Чайка», но и поставить на украинский бэтээр двигатели, собранные из материалов, купленных в страны-агрессора?
«Это провокационный вопрос, – говорит Сергей Пинькас. – Я на него отвечать не буду + 31.17 если за этим вопросом стоят жизни людей, то надо принимать управленческие решения».
Пусть. После принятия управленческого решения в «Укроборонпроме» двигатели на КБТО через компанию «Чайка» поставляет фирма «Босфор». Один из ее основателей – Виктор Никонов – подтверждает, что они делают ремонт двигателей из российских запчастей.
– Многие запчасти, так как мы собираем из новых запчастей, они добываются еще из России, несмотря на то, что мы с Россией не работаем.
– То есть, вы можете достать из России?
– Ну конечно. Мы же для этого здесь кормим людей.
И всю красивую схему ломает «приемка» КБТО. В процессе составления вот таких рекламационных актов о качестве изделия комиссия приходит к однозначному выводу: все четыре поставленные «Чайкой» УТД-20 не пригодны к эксплуатации. Например, документы указывают на такие проблемы: «течей масла», «забоины, свидетельствующие о несоответствии 1-й категории», «течей топлива из под штуцера», «течей топлива дренажной системы». Акты утвердил сам и.о. директора КБТО Владислав Лисица. То есть, двигатели, которые являются сердцем боевой машины и за которые заплачено миллион шестьсот тысяч гривен, оказались полным хламом. В этом нет ничего удивительного. В зоне проведения АТО воины часто жалуются, что к ним приходит преимущественно неисправная техника.
Вместо того, чтобы хоть как-то объяснить «Следствие . Инфо» присутствие фирмы–прокладки, через которую испарились шестьсот тысяч гривен за поломанные двигатели, 23 января и.о. директора КБТО Владислав Лисица подписывает приказ «о коммерческой тайне». Им он обязывает работников предприятия разглашать сведения исключительно с его письменного разрешения. Другими словами, руководитель Киевского бронетанкового хочет закрыть рот всем своим подчиненным, чтобы о злоупотреблениях на его предприятии не стало известно широкой общественности.
Мы позвонили Лисы и спросили его о приказ.
– Для чего вы его выдали?
– Я вам что, обязан это говорит?
– Да, вы есть директор завода, который принадлежит государству.
– Лукьян Сельский, добро, интервью.
Мы обратились к Лукьяна Сельского, директора департамента информационной политики ГК «Укроборонпром».
– Мы бы хотели договориться об интервью.
– Владислав Лисица. Надо подумать. Прошу сделать информационный запрос.
Во всей этой истории есть еще один важный вопрос – могли ли в КБТО провернуть эту закупку без ведома высшего руководства «Укроборонрому»? Сомнительно. Там красивые слова и громкие заявления часто расходятся с тем, что происходит на самом деле.
В декабре Сергей Пинькас подписывает приказ о внесении изменений в порядке предварительной квалификации поставщика. Его положение является своеобразной Библией «Укроборонпрома» – фактически сводом правил, по которым должны были отбирать и допускать к поставке компании, которые хотят работать с государственным концерном. В интервью СМИ Роман Романов подает это как победу над коррупцией.
«Ранее на 17 запросов было бы ровно 17 предложений от фирм, которые принадлежат куму, брату, свату директора. А теперь было подано около 2 тыс. Через нас проходят вопросы координации и согласования. Руководителя можем снять, если он не выполняет заказов или просто ворует».
Из интервью 22 января 2015 года
И вот эта база данных с 2мя тысячами предприятий, которая якобы обновляется еженедельно. «Следствие . Инфо» удалось получить ее состоянием на 19 декабря. Здесь четко сказано, квалифицированное или дисквалифицировано предприятие. Другими словами, перечисляет компании, которые допущены к работе с «Укроборонпромом». По коду ЕГРПОУ ищем компанию «Чайка». И не находим. Это означает, что на то время, когда проходили проплаты за УТД-20, данная компания вообще отсутствовала в реестре «Укроборонпрома». Первый заместитель Генерального директора ГК «Укроборонпром» считает иначе.
– С компанией «Чайка» был заключен договор, компания «Чайка» фигурировала в «Укроборонпроме», компания «Чайка» была в реестрах, компания «Чайка» поставила эти двигатели.
В «Укроборонпроме» есть целая служба безопасности из 18 человек, которая имела бы помешать таким откровенным нарушением. И как оказалось, в декабре «Чайка», словно птица, легко пролетела мимо них. МЫ поговорили с Владиславом Гадионом, директором департамента экономической безопасности ГК «Укроборонпром».
– Я отвечаю исключительно за квалификацию участников, то есть я не сравниваю цены, я не согласовываю соглашения, это все компетенция руководителя предприятия.
– Миллион шестьсот через третью компанию – это является нарушением?
– Я не квалифицирую нарушения – я же не правоохранительный орган.
Директор департамента экономической безопасности «Укроборонпром» в Шевченковском суде давал показания по делу Анатолия Майбороды, экс-директора «Укринмаша» – дочерней фирмы «Укроборонпрома». Формальная причина увольнения Майбороды – он якобы заключил соглашения на несколько тысяч гривен с так называемыми неквалифицированными поставщиками и даже не на военную номенклатуру. И по его словам, он просто не захотел согласиться на условия труда, предложенные новым руководством «Укроборопрому». «Вернуться к схеме двух посредников в экспортных поставках, то есть когда мы имеем «Укринмаш», одну прокладку, вторую прокладку и потом заказчика. Явно коррупционная схема. Я отказался», – заявил «Следствию» Майборода.
Странно, но описанная Майбородой схема очень напоминает закупку Киевским бронетанковым четырех двигателей для Бтров. Есть и посредники, и переплата, а в придачу еще и низкое качество товара. Поэтому этим сюжетом «Следствие . Инфо» официально обращается к правоохранительным органам дать оценку действиям не только и.о. директора КБТО Владислава Лисы, но и высшего руководства Государственного Концерна «Укроборонпром». Ведь это вопрос государственной безопасности.
/Любомир Ференс, Следствие . Инфо