Реформа украинской милиции, которая так красиво началась, похоже, превращается попросту в смену вывесок. Создание патрульной полиции – это реальный результат. И только дело дошло до замены следственных и милицейского руководства, вместо набора с нуля – сомнительна переаттестация. Наши николаевские коллеги о запятнанных в прошлом правоохранителей, которые и раньше хорошо жили, и теперь не нуждаются.
Процесс преобразования николаевской милиции в украинском полицию запах коррупционным скандалом. Недавно в Николаеве задержали общественную активистку, которая непосредственно влияла на кадровые назначения в УМВД.
– Вы задерживаетесь по подозрения в совершении преступления, предусмотренном ч. 3 ст. 68. И с этого момента вы являетесь подозреваемой, и имеете права КПК Украины для особы, которая задержана в совершении преступления.
– Так я же .. Не для чего … Он же мне сам дал. говорит, вы возьмете эти 300 Боже, какой позор. Неужели вы считаете, что я бы до этого опустилась.
– Для кого нужны эти деньги?
– Я не скажу никогда в жизни …
Так называемую общественную активистку Маргариту Лукьянова задержали с поличным сотрудники отдела внутренней безопасности николаевской полиции. Ее обвиняют в попытке получить 300 долларов взятки за помощь участковому в решении его кадрового вопроса.
Артур Шаповалов, заместитель прокурора области:
– Установлено, что указанное лицо под видом благих намерений общественной организации, систематически незаконно влияла на принятие решений по кадровым вопросам в управлении МВД Николаевской области.
Задержанная представляла общественную организацию «Народный люстрационный комитет» и имела свободный доступ ко многим милицейским кабинетам. Говорят, Лукьянова не только указывала милиционерам, кого и куда назначать, но даже как расследовать уголовные производства. Посреднический бизнес был поставлен на поток. Во время обыска в псевдо-активистки нашли 40 000 гривен и милицейские талоны на бензин.
Елена Подцикина, общественный активист:
– У нее было очень много золота. Это тоже не секрет, мы ее видели увешенную золотом. И на приеме к Гончарову ходила в этом золотое, там килограммы золота.
В СМИ утверждают, что Лукьянова имела непосредственное влияние на начальника областного УМВД Виталия Гончарова. Сейчас он временно возглавляет николаевскую полицию. Вместе с Гончаровым Лукьянова проводила прием граждан, участвовала в отборе новой полиции и даже в переаттестации работников ГАИ, громко основанной министром Аваковым в Николаеве.
Артур Шаповалов, заместитель прокурора области:
– А допрашивалы Виталия Гончарова?
– Насколько мне известно – имеется.
– Всех допрашивать будем! Всех будем допрашивать! Еще раз повторяю – всех будем допрашивать. Всех сотрудников милиции, Которые проходили по материалам с Лукьяновой.
Вопреки очевидным доказательствам, руководство вновь полиции причастность задержанной Лукьяновой к переаттестации отрицает. Мол, все было честно и прозрачно.
Игорь Блошко, общественный активист, бывший работник милиции:
– Вот эта комиссия создается непрозрачно. Люди не знают, из кого эта комиссия создается. Мы уже знаем горький пример, когда общественников руководители брали своих, себя удобных ..
Когда мы попытались выяснить официальный состав комиссии, отбирала николаевских ГАИшников в полицейские, нам отказали. Отписали, что информация о переаттестации «есть сведениями, составляющими публичной информации с ограниченным доступом …, которая изымается в специально предусмотренном законом порядке».
А между тем все говорят о непрозрачности отбора. Общественность не может узнать ни не об рейтинги кандидатов, ни о победителях. По нашим данным, с 488 человек, которые прошли в ряды новой полиции, 105 – это бывшие сотрудники милиции. Чужих часто отсеивали.
– Чтобы вы понимали, это человек, який защищал нашу страну с оружием в руках, копал руками окопы.
– Психиатр мне говорит, вы наркотики потребляете? Я говорю «Нет». А сколько вы были в АТО? Десять месяцев. Не может быть, там все начинают потреблять наркотики. Это милицейской больницы психиатр. После этого мне уже не приходило приглашение.
История повторилась на днях, когда УМВД переатестовувало работников ОБНОН. Среди членов комиссии был и Николай Пыхтин, бывший главный милиционер Николаевщины. Его называют участником преступной схемы по дерибану соснового урочища «Маяк» на берегу Южного Буга. Вместо того, чтобы остановить преступление, он получил там земельный участок, прокуратура пытается вернуть государству. Теперь этот человек решает, кто достоин стать полицейским.
Андрей Лохматов, журналист:
– Весь процесс сейчас реформирования, как мы его наблюдаем под главенством Виталия Гончарова, происходит непонятно как. Люди, которых Департамент внутренней безопасности дает справки о том, что они негодные к службе в полиции, все равно подыскиваются им места.
В районах еще хуже. Руководителями туда назначают людей, за плечами которых – позорный шлейф коррупционных скандалов.
Так, с весны нынешний начальник Вознесенского отдела полиции полковник Олег Маковский является фигурантом уголовного дела прокуратуры Николаевской области. Его обвиняют в том, что в 2012-м году, находясь на должности заместителя начальника Братского райотдела милиции, он с помощью своих подчиненных заставил владельца 34 гектаров Виктора Резниченко отдать землю.
– Заводят меня в милицию … Берет так уголовный кодекс, говорит: «Вот это Библия, вот если она походит, то тебя мало не покажется. У тебя есть дочь? Говорю «есть». Да мы вывезем её в посадку оттрахаю, и ты до конца своих дней будешь сидеть в тюрьме. Понял? Бери, пиши отказ.
Резниченко говорит, что причину внимания правоохранителей Олег Маковский объяснил ему лично.
– Он заходил и говорит: у тебя 34 гектара, а у людей нету даже гектара по соток.
После избиения и угроз человек больше года не решался поинтересоваться судьбой своей земли. Только потом с удивлением узнал, что в настоящее время ее арендует тесть Маковского – Петр трепали.
Мы спросили у Олега Маковского, как земля оказалась в его родственника.
– Я не знаю. Это тесть оформлял, он занимался вопросами, я не вмешивался в процесс.
Начальником Братского отдела полиции назначили Олега Климика. На днях на него подали заявление двое безработных жителей Арбузинки. В сентябре они украли дорожные металлические ограждения. Правоохранители задержали их с поличным.
Дмитрий Воронка, подозреваемый:
– Завели к начальнику милиции Братской. И он говорит, что сумма ущерба 170 000. И говорит, что за такую сумму уже сажают. И говорит, чтобы не посадили, надо как-то видшкодувать … И говорит надо 100000, я говорю, мы безработного оба. Таких денег не найдем. Он говорит: 50000 до семи часов вечера.
За несколько часов родные горе-воров собрали нужную сумму. Далее, говорят пострадавшие, они передали средства заместителю Климика.
– Кому вы отдавали деньги?
– Морозу … Он нас вывозил на машине, на служебные на вокзал. Там забрал деньги, высадил нас и сказал, чтобы шли.
По словам Елены Петренко, адвокатом мужчин, на самом деле стоимость краденого была значительно меньше. Но перепуганных воров надо было быстро раскрутить на деньги.
– Насколько я знаю, там ущерб составляет 15 000 гривен. Тобиш, а не 170 000, как было изначально сказано.
Звоним самом начальнику Братской полиции. Олег Климик обвинения отрицает.
– Олег Григорьевич, вы получили эти средства или нет?
– Нет, мы не получали эти средства. Такого не было и не может быть … Это я официально вам заявляю.
Почему правоохранители, которых подозревают в тяжелых преступлениях, получают должности в новой полиции? Бывший работник милиции Игорь Блошко убежден, что начинать реформу надо из отделов внутренней безопасности.
– Если уже начинать реформировать, нужно сначала создать отдел внутренней безопастности из числа порядочных сотрудников милиции. Чтобы показать: вот отдел внутренней безопасности, которому люди доверяют, которых люди знают, уже занимается дальше реформирования.
Именно органы внутренней безопасности могли бы стать тем ситом, что пропустило бы сквозь себя чистых работников, оставив без шансов попасть в новых структур темную муть коррупционеров. Но то они ошиблись, то к их советам не прислушались. И вместо новой полиции в Николаеве формируют старую милицию из проверенных кадров.
Ярослав Чепурной, Олег Оганов, Николаевский Центр журналистских расследований для проекта «Слидство.Инфо»