ce73465-111

Почему Украину не зовут в Евросоюз, стоит ли ждать безвизового режима и как должен решаться конфликт в Донбассе.

Стала ли Украина ближе к Европе? Ответ на этот вопрос должен был дать однодневный саммит Украина — ЕС, прошедший в понедельник. Однако, вопреки ожиданиям, этот ответ никто не услышал, как и не был дан развернутый анализ того, что же привезли украинцам Дональд Туск и Жан-Клод Юнкер.

Зарубежная пресса (в частности, итальянская Corriere della Sera, Wall Street Journal) лишь кратко отметила «не слишком сердечную» атмосферу встречи европейского руководства с украинским и отсутствие прогресса по важнейшим вопросам украинско-европейских отношений, отечественные же СМИ либо выискивали позитив в высказываниях лидеров Евросоюза, либо вообще отделались информационными сообщениями. Однако ответ на заданный вопрос получить все-таки нужно.

 

Без европейской перспективы

Наибольший резонанс в СМИ вызвал отказ Юнкера назвать Украину европейской страной и тем самым признать ее право на вступление в ЕС. Но то, что стало неприятным сюрпризом для многих в Украине, на самом деле сюрпризом не является. «Украинские политики слишком легкомысленно относятся к своим обещаниям, у европейских лидеров все иначе, — объяснил нам источник в евроструктурах. — Если представитель Евросоюза заявляет, что та или иная страна имеет право на вступление в альянс, то это становится обязательством Брюсселя. Между тем уже было несколько официальных заявлений, в которых ясно говорилось о том, что на ближайшие десять лет двери в ЕС закрыты для всех, кроме Сербии, которая уже является кандидатом. Причем срок в десять лет означает, что в этот период никто даже не получит статус кандидата, так что реально речь идет о том, что новых членов не будет минимум 15 лет. И вопрос не в Украине, а в нежелании Евросоюза расширяться вообще. Более того, в Западной Европе сильны настроения в сторону уменьшения членов альянса».

 

В очередях за «шенгеном»

Одним из самых неприятных для обычных граждан моментом стал тупик в вопросе отмены краткосрочных виз. Хотя еще недавно Арсений Яценюк говорил о том, что отсутствие среди заявлений предстоящего в мае Рижского саммита Восточного партнерства точного указания срока введения безвизового режима для Украины будет катастрофой, по итогам киевской встречи стало ясно, что продвижений здесь пока не будет. Пункт, который в случае положительного решения стал бы ключевым в совместном заявлении лидеров Украины и ЕС, в понедельник оказался в нем лишь 18-м, и в нем говорится лишь о том, что Рижский саммит должен зафиксировать очередной прогресс в продвижении нашей страны по безвизовому курсу. Хотя на самом деле стоит говорить не о прогрессе, а о регрессе: во времена Виктора Януковича представители ЕС называли хотя бы приблизительные сроки введения безвизового режима (чаще всего назывался 2015 год), то теперь они никаких сроков не называют. «Отложено как минимум до 2016 года», — это оценка украинского МИД, и не более. Тем временем, как сообщает Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленного европейского чиновника, Жан-Клод Юнкер вручил Порошенко список задач, которые украинские власти должны реализовать для того, чтобы переговоры о безвизовом режиме стали успешными. В этом списке — внедрение биометрических паспортов, меры по укреплению безопасности границ, а также шаги по борьбе с организованной преступностью и отмыванием денег.

 

Политическая поддержка: инерция 2014-го

В отличие от вопросов евроинтеграции, декларативная политическая поддержка Киева Брюсселем сохраняется. В совместном заявлении лидеров Украины и ЕС однозначно говорится о демократическом характере украинской власти, о поддержке территориальной целостности Украины и о совместном противостоянии информационной агрессии России, хотя в ряде европейских стран преобладают иные настроения. «Евросоюз очень консервативен в своих оценках, — объяснил источник в евроструктурах. — Чтобы скорректировать однажды сделанные заявления о поддержке украинского руководства и осуждении Москвы, нужны очень серьезные основания. Поэтому официальный курс не будет меняться еще долго, даже если он не будет соответствовать настроениям и реальным шагам».

 

Реформы: поддержка и ожидание

Оценка украинских реформ, по итогам саммита, оказалась скорее положительной. Пятый пункт заявления посвящен перечислению принятых законов и постановлений, которые Евросоюз одобряет (антикоррупционное законодательство, повышение цен на энергоносители и т. д.), а также одобрение начала работы конституционной комиссии. Однако тут же указано, что ЕС ждет имплементации этих законов, а весь следующий пункт посвящен перечислению ожиданий Брюсселя — и среди них далеко не все соответствует настроениям Киева. В частности, от украинской власти ждут проведения конституционной децентрализации еще до местных выборов; в принципе, то же декларирует и украинская власть, но реальных шагов по реализации этого плана пока не видно. Между тем, если этот пункт не будет выполнен, отношение Евросоюза к украинским реформам уже к концу года может стать гораздо более скептичным. К слову, о самих реформах. От Украины ЕС ждет в числе прочего таких шагов: борьба с коррупцией с помощью соответствующих институтов и независимых расследований, а также путем создания Национального центра предотвращения коррупции; реструктуризация энергетического сектора в соответствии с требованиями Третьего энергетического пакета, в частности, разделение функций НАК «Нафтогаз Украины»; реформа сектора гражданской безопасности; модернизация системы управления госфинансами путем прозрачной системы госзакупок, улучшенного фискального менеджмента и усиленного внешнего аудита.

 

Минские соглашения: давление растет

Мы уже писали по горячим следам, что Туск и Юнкер трижды публично указали на необходимость полного выполнения Минских договоренностей от 12 февраля, в основе которых лежит предоставление особого статуса Донбассу. Еще раз об этом недвусмысленно сказано в итоговом заявлении саммита: «Лидеры призвали все стороны быстро и в полной мере имплементировать Минские договоренности». Учитывая тот факт, что Туск фактически занимает проукраинскую позицию и при этом вынужден делать подобные заявления, можно представить уровень давления, который оказывают и на него, и на украинскую власть Берлин и Париж. Напомним, что Киев не хочет обсуждать с сепаратистами ни их особый статус, ни процедуру проведения выборов на неподконтрольных Украине территориях, ни реформу Конституции.

Миротворцев не будет. Денег на Донбасс – тоже

Многократно высказанную президентом и премьером идею разграничения Украины и самопровозглашенных республик кордоном из миротворцев публично дезавуировал Дональд Туск. Причем он сам, скорее всего, является сторонником миротворческого плана Петра Порошенко — на это, видимо, рассчитывал украинский президент, когда во время саммита снова заявил о ней; тем болезненнее был ответ президента Евросовета, что этим украинским ожиданиям пока не суждено сбыться. В результате пункт о миротворцах даже не попал в итоговое заявление, чем лидеры ЕС еще раз подчеркнули, что Европа не видит сейчас альтернативы Минским договоренностям.

Также На саммите ЕС в Киеве Брюссель перешел от пряника к кнуту

В этом же контексте прозвучал фактический отказ Брюсселя профинансировать восстановление Донбасса. «Действительно, было ожидание, что этот саммит станет конференцией по реконструкции Донбасса, но вопрос в том, что мы сейчас не в той позиции, когда можно это обсуждать, — заявил вчера вице-президент Еврокомиссии Домбровскис. — Сейчас нет четкого понимания, как именно Донбасс дойдет до той точки, когда можно будет начать эту деятельность».

Санкции: то ли да, то ли нет

Никаких заявлений о том, что летом Евросоюз продлит действие санкций против России, в Киеве не прозвучало. В итоговом заявлении 13-м пунктом вставлена одна ни о чем не говорящая фраза: «Лидеры приняли к сведению выводы Европейского совета от 19 марта 2015 года по ограничительным мерам ЕС против Российской Федерации». Она тем более ни о чем не говорит, если учесть, что в марте Евросовет не принял решения, перенеся его на лето. Правда, на фоне саммита прозвучало заявление канцлера Германии Ангелы Меркель, что на данный момент санкции должны сохраняться, и опять же ни слова о лете. Между тем в западноевропейских СМИ пишут, что именно Берлин является лоббистом снятия санкций, но может сделать это чужими руками, например, с помощью представителя Греции, голоса которого хватит заблокировать решение о продлении санкций.

Зона свободной торговли: отсрочки не будет

Введение зоны свободной торговли Украины с ЕС нельзя откладывать, сообщил Юнкер. Она будет введена 1 января 2016 года, подтвердил Порошенко. И это нельзя назвать хорошей новостью для Украины. Почти год наши производители пользовались преференциями, предусмотренными ЗСТ (правда, существенного эффекта это не дало), в то время как в обратном направлении свободной торговли не было. С 2016 года европейские товары уже станут беспошлинно попадать в Украину. Но это полбеды: негативный эффект для наших производителей будет смягчен почти трехкратной (на данный момент) девальвацией гривни. Основная опасность в другом: так и не будут учтены претензии России, которая в качестве ответа окончательно закроет свои границы для украинского экспорта.

 

 

Источник: Коррупция.Инфо